Морские перевозки контейнеров осуществляются на палубах судов как обычного типа, так и на палубах и в контейнерных ячейках специализированных судов-контейнеровозов. Правила перевозки танк-контейнеров морским транспортом, а также требования к танк-контейнерам регламентированы Правилами морской перевозки опасных грузов (МОПОГ), Международным кодексом морской перевозки опасных грузов (МК МПОГ), Правилами изготовления контейнеров Российского морского регистра судоходства. |
При морских перевозках в основном используются контейнеры серии 1 ИСО, имеющие ширину 2438 мм. Контейнеры высотой 2438 мм имеют обозначение 1C, 1B, 1A, 1D; высотой 2591 мм - 1CC, 1BB, 1AA; высотой 2896 - 1BBB, 1AAA; высотой менее 2438 мм - 1CX, 1BX, 1AX и 1DX.
В соответствии со стандартами ИСО танк-контейнеры (контейнер-цистерны) делятся на ряд классов, наиболее общим из которых является класс ИМО 1 - для перевозки опасных химических грузов.
Класс ИМО 2 охватывает контейнеры - цистерны для относительно опасных грузов, класс ИМО 5 - газообразных грузов, класс ИМО 0 - пищевых продуктов и неопасных химических грузов, класс ИМО 7 является достаточно редким и контейнеры - цистерны этого класса используются для перевозки криогенных веществ.
Цистерну или ее отсеки проектируют и изготавливают таким образом, чтобы не допустить утечки или просыпи груза, а также остаточной деформации или повреждений, в результате которых она может стать непригодной для эксплуатации.
Крепление цистерны к элементам рамы или опорным элементам контейнера должно выдерживать воздействие сил инерции самой цистерны и содержащегося в ней груза, возникающих при движении транспортного средства.
С целью предотвращения повышения внутреннего давления каждая цистерна или отсек оборудуются приборами для регулирования давления. При необходимости цистерны термоизолируются, а также могут быть установлены средства подогрева или охлаждения груза. При этом предусматриваются меры по обеспечению безопасности цистерны и ее содержимого при чрезмерном повышении температуры и напряжений. Проемы для вилочного захвата в нижней раме контейнеров - цистерн, как правило, не предусматриваются. Транспортирование таких контейнеров фронтальными погрузчиками считается опасным в связи с возможностью их опрокидывания от смещения центра тяжести под воздействием сил от перемещения груза, особенно при неполной загрузке.
В настоящее время в мировой практике расширяется применение контейнеров - цистерн, имеющих ряд конструктивных особенностей (например, малой вместимости для перевозки вязких химических грузов, со специальной внутренней обшивкой для перевозки кислот и перекиси водорода), рефрижераторных, с обогревом для высокоплавких битумных продуктов, а также для сыпучих и порошкообразных грузов.
Общие требования к конструкции и эксплуатации танк-контейнеров для перевозки морским транспортом:
- Корпуса танк-контейнеров (контейнеров-цистерн) должны быть изготовлены из металла, пригодного для профилирования. Для сварных корпусов допускается использовать только материал, свариваемость которого полностью доказана. Швы должны быть выполнены квалифицированно; они должны обеспечивать полную безопасность. Материалы для цистерны должны быть пригодны для условий окружающей среды при перевозке, включая морскую среду.
- Применение алюминия в качестве конструкционного материала должно быть ограничено для контейнеров - цистерн, предназначенных для наземных перевозок, а для морских перевозок применение алюминия допускается, если имеется специальное разрешение в части II Рекомендаций ООН по отдельным грузам.
- Покрытие каждой цистерны, патрубков и трубопроводов должно быть сплошным и должно охватывать поверхность любого фланца. Материал покрытия не должен подвергаться существенному воздействию содержимого, быть однородным, непористым, а также быть не менее пластичным, чем материал трубопроводов цистерны, иметь одинаковые коэффициенты температурного расширения.
- Материалы цистерны, включая любые устройства, прокладки и оборудование, не должны подвергаться вредному воздействию содержимого.
- Контейнеры - цистерны должны быть сконструированы и изготовлены с каркасом (рамой), обеспечивающей надежную опору во время перевозки, а также с соответствующими приспособлениями для подъема и крепления.
- Контейнеры - цистерны для опасных грузов классов 3 - 9 должны быть спроектированы и изготовлены таким образом, чтобы выдержать испытательное давление, превышающее, по крайней мере, в 1,5 раза максимально допустимое рабочее давление. Тем не менее испытательное давление никогда не должно быть менее 150 кПа (1,5 бара).
- Контейнеры - цистерны без вакуумного предохранительного клапана должны быть рассчитаны таким образом, чтобы выдержать без остаточной деформации внешнее давление, превышающее, по меньшей мере, на 40 кПа (0,4 бара) внутреннее давление. Цистерны, оборудованные вакуумным предохранительным клапаном, должны быть рассчитаны таким образом, чтобы выдержать без остаточной деформации внешнее давление, превышающее внутреннее на 21 кПа (0,21 бара) или более; клапан должен быть отрегулирован на срабатывание при манометрическом давлении -21 кПа (-0,21 бара). Все вакуумные предохранительные устройства должны быть оборудованы пламепрерывающими устройствами.
- Цистерны для неохлажденных сжиженных газов могут иметь термоизоляцию.