Дополнения к правилам перевозки грузов в контейнерах
морским транспортом (РД 31.11.21.18-96)
1. ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
Дополнения к Правилам перевозки грузов в контейнерах морским транспортом подготовлены на основе последнего издания Рекомендаций ООН по перевозке опасных грузов, Европейского Соглашения о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов, справочника ЮНКТАД по мультимодальным перевозкам и соответствуют стандартам ИСО, государственным стандартам Российской Федерации, а также правилам Российского морского регистра судоходства.
1.1. Термины и определения <*>
--------------------------------
<*> Термины и определения приведены
в соответствии с Международным стандартом ИСО 830 "Грузовые контейнеры.
Терминология"; ГОСТ 20231 "Контейнеры грузовые. Термины и определения"; ГОСТ
18477 "Контейнеры универсальные. Типы, основные параметры и размеры" и Правилами
изготовления контейнеров Российского морского регистра судоходства.
- Грузовой контейнер - единица транспортного оборудования многократного применения, предназначенная для перевозки и временного хранения грузов без промежуточных перегрузок, удобная для механизированной загрузки и разгрузки, погрузки и выгрузки, внутренним объемом, равным 1 куб. м и более.
- Крупнотоннажный контейнер - грузовой контейнер, максимальная масса брутто которого равна 10 т и более.
- Среднетоннажный контейнер - грузовой контейнер, максимальная масса брутто которого не менее 3 т, но не более 10 т.
- Малотоннажный контейнер - грузовой контейнер, максимальная масса брутто которого менее 3 т.
- Универсальный контейнер - грузовой контейнер для штучных грузов широкой номенклатуры, укрупненных грузовых единиц и тарно - штучных грузов.
- Специализированный контейнер - грузовой контейнер для грузов ограниченной номенклатуры или грузов отдельных видов.
- Групповой контейнер - специализированный контейнер для группы грузов, однородных по физико - химическим свойствам и условиям перевозки.
- Индивидуальный контейнер - специализированный контейнер для отдельного вида груза, имеющего специфические свойства.
- Закрытый контейнер - грузовой контейнер, конструкция которого включает все основные элементы в сплошном исполнении с плотно закрывающимися дверьми и/или люками и обеспечивает защиту внутреннего пространства от воздействия внешней среды. Закрытый контейнер может иметь съемную или раскрывающуюся крышу или стенки.
- Открытый контейнер - грузовой контейнер, в конструкции которого не предусмотрены один или несколько основных элементов: крыша, торцевые или боковые стенки или их части. Открытые места в таком контейнере, при необходимости, допускается закрывать брезентом, синтетической пленкой или другими материалами.
- Контейнер - цистерна - специализированный контейнер, состоящий из каркаса (рамных элементов), цистерны или цистерн, укомплектованный арматурой и другими устройствами, с выгрузкой груза как под действием силы тяжести, так и под давлением и предназначенный для перевозки сжиженных газов, жидких или сыпучих грузов.
- Цистерна - прочный непроницаемый сосуд, имеющий люк (люки) для осмотра и отверстия для арматуры и средств контроля. Цистерны, предназначенные для транспортирования криогенных продуктов, могут не иметь люков для осмотра.
- Отсек - герметичная секция цистерны, образованная стенками, днищами и/или непроницаемыми перегородками.
- Контейнер для перевозки навалочных грузов без давления - контейнер, используемый для транспортировки и хранения навалочных и насыпных грузов и оборудованный устройствами для их погрузки / выгрузки под действием силы тяжести.
- Контейнер для перевозки навалочных грузов без давления типа "бокс" - контейнер прямоугольной конструкции с дверным проемом как минимум на одной торцевой стенке и выгрузкой под действием силы тяжести. Допускается использование такого контейнера в качестве универсального.
- Контейнер для перевозки насыпных грузов без давления типа "хоппер" - контейнер без дверных проемов, имеющий устройства для выгрузки, расположенные в горизонтальной плоскости.
- Контейнер - платформа - контейнер, имеющий только основание с полом, снабженное, кроме нижних угловых фитингов, верхними угловыми фитингами.
- Контейнер - платформа с неполным верхом и нескладывающимися торцами - контейнер, имеющий основание с полом и нескладывающиеся торцевые стенки, снабженные верхними угловыми фитингами (верхние продольные балки отсутствуют).
- Контейнер - платформа с неполным верхом и складывающимися торцами - контейнер, имеющий основание с полом и складывающиеся торцевые стенки, снабженные верхними угловыми фитингами (верхние продольные балки отсутствуют).
- Контейнер - платформа с полным верхом - контейнер, имеющий основание с полом, верхние продольные балки и торцы, снабженные верхними угловыми фитингами, крышу или открытый верх.
- Изотермический контейнер - специализированный контейнер, стенки, пол, крыша и двери которого покрыты или изготовлены из теплоизоляционного материала, ограничивающего теплообмен между внутренним объемом контейнера и окружающей средой.
- Термоизолированный контейнер - изотермический контейнер, не имеющий средств охлаждения и/или отопления.
- Рефрижераторный контейнер с расходуемым хладоносителем - изотермический контейнер, использующий источник холода (например, лед, сухой лед с регулируемой или нерегулируемой возгонкой, сжиженные газы с регулируемым или нерегулируемым испарением) и не требующий наружного энергоснабжения.
- Рефрижераторный контейнер с машинным охлаждением - изотермический контейнер, имеющий холодильное оборудование (например, механический компрессор, абсорбционную установку и т.п.).
- Отапливаемый контейнер - изотермический контейнер, имеющий отопительную установку.
- Рефрижераторный и отапливаемый контейнер - изотермический контейнер, имеющий холодильную установку или расходуемый хладоноситель и отопительную установку.
- Мягкий контейнер - грузовой контейнер, способный изменять свою форму и габаритные размеры в период его загрузки и разгрузки.
- Максимальная масса брутто грузового контейнера. Масса брутто контейнера - сумма собственной массы грузового контейнера и допустимой массы груза, которая может быть загружена в грузовой контейнер.
1.2. Классификация контейнеров
В соответствии со стандартом ИСО 830 под грузовым контейнером понимается предмет транспортного оборудования:
- имеющий постоянный характер и в силу этого достаточно прочный, чтобы быть пригодным для многократного использования;
- специальной конструкции, позволяющей осуществлять перевозку грузов одним или несколькими видами транспорта без промежуточной перегрузки грузов;
- снабженный приспособлениями, позволяющими осуществлять его перегрузку, в частности, передачу с одного вида транспорта на другой;
- изготовленный таким образом, чтобы максимально облегчить процессы его загрузки - разгрузки;
- имеющий внутренний объем 1 куб. м (35,5 куб. футов) или более.
Контейнеры классифицируются по следующим основным признакам: виду транспорта, назначению, конструкции, техническим параметрам.
По виду транспорта контейнеры подразделяются на предназначенные для использования:
- на всех основных видах транспорта (автомобильном, железнодорожном, морском и внутреннем водном); и
- на воздушном транспорте.
При классификации авиационных контейнеров должны быть сделаны особые ссылки
на вид транспорта.
При морских перевозках в основном используются контейнеры
серии 1 ИСО, имеющие ширину 2438 мм. Контейнеры высотой 2438 мм имеют
обозначение 1C, 1B, 1A, 1D; высотой 2591 мм - 1CC, 1BB, 1AA; высотой 2896 -
1BBB, 1AAA; высотой менее 2438 мм - 1CX, 1BX, 1AX и 1DX.
Кроме того, на морском транспорте при смешанных перевозках могут использоваться авиационные / наземные (интермодальные) контейнеры.
По назначению контейнеры подразделяются на универсальные и специализированные.
Универсальные контейнеры - это общее определение, применимое для всех типов контейнеров, предназначенных для перевозки широкой номенклатуры генеральных грузов (сюда не входят авиационные и специализированные контейнеры).
В свою очередь, универсальные контейнеры подразделяются на контейнеры общего назначения и контейнеры особого назначения.
Контейнеры общего назначения полностью закрыты и пылеводонепроницаемы, имеют жесткую крышу, жесткие торцевые и боковые стенки, а также дверь, расположенную, по крайней мере, в одной из торцевых стенок. В эту группу входят и контейнеры с открывающейся или со съемной крышей.
Контейнеры особого назначения имеют свои конструктивные особенности, позволяющие облегчить погрузку - выгрузку груза либо обеспечивающие достижение особых целей, например вентиляцию груза.
К этой группе относятся:
- вентилируемые закрытые контейнеры;
- контейнеры, открытые сверху;
- контейнеры - платформы;
- контейнеры на базе платформы.
Под вентилируемыми (проветриваемыми) понимают закрытые контейнеры, снабженные отверстиями для пассивной аэрации либо оборудованные системой принудительной вентиляции для ускорения естественной конвекции воздуха в пределах внутреннего объема контейнера.
Контейнеры, открытые сверху, в отличие от контейнеров общего назначения, не имеют жесткой крыши, но могут быть снабжены гибкими раздвижными или съемными чехлами. Кроме того, они оборудованы откидными или съемными верхними торцевыми элементами или торцевыми дверями.
Контейнер - платформа представляет собой грузовую платформу тех же размеров, что и основание контейнера общего назначения, оборудованную верхними и нижними угловыми фитингами и не имеющую верхней рамы.
Контейнеры на базе платформы имеют такое же основание, как и контейнеры - платформы. Они могут иметь по периметру жесткую верхнюю раму, которая воспринимает продольную нагрузку между торцевыми балками крыши, или неполную верхнюю раму как с жестко закрепленными, так и со складными торцами.
Специализированные контейнеры предназначены для перевозки скоропортящихся, жидких, сыпучих, газообразных и других видов грузов. К таким контейнерам относятся:
- изотермические контейнеры;
- контейнеры - цистерны;
- контейнеры для навалочных грузов;
- контейнеры для других видов грузов.
В свою очередь, изотермические контейнеры подразделяются на:
- термоизолированные контейнеры;
- рефрижераторные контейнеры с расходуемым хладоносителем;
- рефрижераторные контейнеры с машинным охлаждением;
- отапливаемые контейнеры;
- рефрижераторные и отапливаемые контейнеры.
Контейнеры - цистерны предназначены для перевозки различных жидкостей, сжиженных газов и навалочных грузов. Они могут быть односекционные или иметь несколько секций.
К контейнерам для перевозки других видов грузов относятся различные типы контейнеров, предназначенные для перевозки особых грузов, например автомобилей, скота и т.д., и изготовленные в соответствии с общими требованиями ИСО.
По конструкции (общему устройству) контейнеры могут быть крытые или открытые, водонепроницаемые и герметизированные, металлические и из полимерных материалов, с деревянными стенками и металлическим каркасом.
- Универсальные контейнеры, перевозимые на подвижном составе всех основных видов транспорта, в зависимости от массы брутто, подразделяются на три категории:крупнотоннажные массой брутто от 10 т и выше <*>;
- среднетоннажные массой брутто от 3 до 10 т;
- малотоннажные массой брутто менее 3 т.
--------------------------------
<*> Основные характеристики
крупнотоннажных и среднетоннажных универсальных контейнеров приведены в
Приложении 1.1 РД 31.11.21.18-96 "Правила перевозки грузов в контейнерах морским
транспортом" (книга 1).
2. ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ КОНТЕЙНЕРАХ
2.1. Типы и характеристики специализированных контейнеров
Специализированные контейнеры (СК) предназначены для перевозки
различными видами транспорта грузов ограниченной номенклатуры, однородных по
своим физико - химическим свойствам и условиям перевозки, или отдельных видов
тарно - штучных, сыпучих и жидких грузов, требующих особых условий перевозки. В
таких контейнерах перевозятся различные грузы, в том числе металлы, удобрения,
продовольственные, химические, строительные и другие грузы.
По назначению
специализированные контейнеры подразделяются на индивидуальные (предназначенные
для определенного вида груза) и групповые (предназначенные для перевозки группы
грузов, однородных по своим свойствам, условиям перевозки, перегрузки и
хранения).
По конструкции специализированные контейнеры можно разделить на
три типа: жесткие, мягкие и комбинированные. Специализированные контейнеры
жесткой конструкции изготавливаются композитными или цельнометаллическими из
стали и, в некоторых случаях, из сплавов алюминия.
В зависимости от массы
брутто специализированные контейнеры можно разделить на три группы: мало-,
средне-, и крупнотоннажные. К малотоннажным относятся контейнеры массой брутто
до 3 т, к среднетоннажным - от 3 до 10 т, к крупнотоннажным - равной и выше 10
т.
Большую группу специализированных контейнеров составляют изотермические
контейнеры различных типов, в том числе: термоизолированные контейнеры,
рефрижераторные контейнеры с расходуемым хладоносителем, рефрижераторные
контейнеры с машинным охлаждением, отапливаемые контейнеры, рефрижераторные и
отапливаемые контейнеры.
Изотермические контейнеры имеют теплоизолированные стенки, двери,
пол и крышу, что обеспечивает ограничение теплообмена между внутренним
пространством контейнера и внешней средой.
Контейнеры для скоропортящихся
грузов, в которых поддерживается постоянная температура, изготавливают закрытыми
с дверью в одной из торцевых стенок. Со стороны другой торцевой стенки
располагается отсек для оборудования. Внутренняя поверхность контейнера
выполняется по возможности гладкой, чтобы не допускать скопления влаги, стойкой
к воздействию пара и моющих средств, а также для возможности свободного доступа
при мойке обычным методом. Для циркуляции воздуха на пол укладывается решетка,
допускающая въезд в контейнер погрузчика с грузом. Контейнеры для перевозки мяса
в тушах (полутушах, четвертинах) могут быть оборудованы продольными тельферами с
передвижными крюками. В нижней части контейнеры оборудуются дренажной
системой.
Контейнеры - цистерны (в отечественных публикациях иногда
употребляется термин "танк - контейнер" - "tank - container", "tank - tainer")
предназначены для перевозки жидкостей, сжиженных газов и сыпучих грузов. Они
изготавливаются закрытыми с люками вверху, внизу или на ее боковых поверхностях
(по требованию заказчика).
В соответствии со стандартами ИСО контейнеры -
цистерны делятся на ряд классов, наиболее общим из которых является класс ИМО 1
- для перевозки опасных химических грузов. Класс ИМО 2 охватывает контейнеры -
цистерны для относительно опасных грузов, класс ИМО 5 - газообразных грузов,
класс ИМО 0 - пищевых продуктов и неопасных химических грузов, класс ИМО 7
является достаточно редким и контейнеры - цистерны этого класса используются для
перевозки криогенных веществ.
Перечень грузов, требования к контейнерам -
цистернам регламентированы Правилами морской перевозки опасных грузов (МОПОГ),
Международным кодексом морской перевозки опасных грузов (МК МПОГ), Правилами
изготовления контейнеров Российского морского регистра судоходства.
Цистерну
или ее отсеки проектируют и изготавливают таким образом, чтобы не допустить
утечки или просыпи груза, а также остаточной деформации или повреждений, в
результате которых она может стать непригодной для эксплуатации.
Крепление
цистерны к элементам рамы или опорным элементам контейнера должно выдерживать
воздействие сил инерции самой цистерны и содержащегося в ней груза, возникающих
при движении транспортного средства.
С целью предотвращения повышения
внутреннего давления каждая цистерна или отсек оборудуются приборами для
регулирования давления. При необходимости цистерны термоизолируются, а также
могут быть установлены средства подогрева или охлаждения груза. При этом
предусматриваются меры по обеспечению безопасности цистерны и ее содержимого при
чрезмерном повышении температуры и напряжений. Проемы для вилочного захвата в
нижней раме контейнеров - цистерн, как правило, не предусматриваются.
Транспортирование таких контейнеров фронтальными погрузчиками считается опасным
в связи с возможностью их опрокидывания от смещения центра тяжести под
воздействием сил от перемещения груза, особенно при неполной загрузке.
В
настоящее время в мировой практике расширяется применение контейнеров - цистерн,
имеющих ряд конструктивных особенностей (например, малой вместимости для
перевозки вязких химических грузов, со специальной внутренней обшивкой для
перевозки кислот и перекиси водорода), рефрижераторных, с обогревом для
высокоплавких битумных продуктов, а также для сыпучих и порошкообразных
грузов.
Контейнеры для сыпучих грузов имеют несущую конструкцию, жестко
закрепленную в каркасе. Контейнеры изготавливают закрытыми с загрузочными,
разгрузочными и смотровыми люками. По требованию заказчика контейнер может быть
оборудован устройствами для пневматической загрузки и разгрузки. Загрузочные
люки в крыше располагаются таким образом, чтобы груз равномерно распределялся по
объему контейнера. Контейнеры могут быть оборудованы пазами для вилочных
захватов погрузчиков, а также лестницами (при высоте контейнера более 1200
мм).
Следует отметить, что для перевозки некоторых сыпучих и даже жидких
грузов могут использоваться универсальные контейнеры общего назначения при
соответствующем их дооборудовании. Для перевозки порошкообразных грузов в
универсальный контейнер помещают эластичный вкладыш, закрепляемый на стенках.
Размеры вкладышей после заполнения соответствуют размерам контейнера. Вкладыши
одноразового использования при разгрузке разрезаются.
Контейнеры для перевозки грузов других видов, в том числе автомобилей, скота и т.п., бывают различных типов, однако все они изготавливаются согласно требованиям ИСО.
Мягкие контейнеры (в отечественных публикациях иногда встречается
термин "биг - бэг" - "big - bag") применяются, в основном, для перевозки
продовольственных, химических, навалочных грузов и минеральных удобрений. В
мировой практике используются мягкие контейнеры различной грузоподъемности (от
0,5 до 12 т), различного конструктивного исполнения (закрытые, с открытым
верхом, с днищем в виде поддона и т.п.), изготовленные из различных полимерных и
других материалов. В российских портах, в основном, перегружаются мягкие
контейнеры грузоподъемностью 0,5 т - 2,0 т.
Мягкие контейнеры имеют следующие
обозначения:
МК-Л - мягкий контейнер многоразового использования из
резинотекстильных материалов с несущими грузовыми элементами в виде
лент;
МКО-С - мягкий контейнер многоразового использования из нетканых и
тканых материалов с несущими грузовыми элементами в виде стропов;
МКР-С -
мягкий контейнер разового использования из нетканых и тканых материалов с
несущими грузовыми элементами в виде стропов;
МКР-М - мягкий контейнер
разового использования из полиэтиленовых материалов без несущих грузовых
элементов.
В соответствии с ГОСТ Р 50610 <*> специализированные контейнеры массой
брутто до 12,5 т включительно подразделяются
на:
--------------------------------
<*> ГОСТ Р 50610. Контейнеры
специализированные. Типы, основные параметры и размеры.
См. также
Мягкие контейнеры – транспортная тара XXI века
- СК-0 - массой брутто 6,0 (7,0), 10,0 (12,5) т - контейнеры - платформы на базе платформы с ограждениями (полными и неполными), предназначенные для штучных, в том числе пакетированных, а также тяжеловесных грузов, не требующих укрытия при перевозке;
- СК-1 - массой брутто 3,2 (3,4), 5,0 (7,0) т - закрытые контейнеры преимущественно формы параллелепипеда или бункерного типа, а также цилиндрической формы, предназначенные для неслеживающихся или слабослеживающихся сыпучих грузов, требующих защиты от атмосферных осадков;
- СК-2 - массой брутто 3,2, 5,0 (7,0), 10,0 (12,5) т - контейнеры формы усеченного конуса, круглого или овального сечения, открытые или закрытые, предназначенные для сильно слеживающихся и смерзающихся грузов, в том числе концентратов руд;
- СК-3 - массой брутто 3,2, 5,0 (6,0) т - закрытые контейнеры формы параллелепипеда, предназначенные для отдельных тарно - штучных грузов, в том числе пакетированных, включая сыпучие в таре, требующих защиты от атмосферных осадков;
- СК-3 - ВМ массой брутто 5,0 (6,0), 12,5 т - закрытые контейнеры формы параллелепипеда, предназначенные для транспортирования и временного хранения взрывчатых материалов в соответствующей таре и упаковке;
- СК-ЗИ, СК-ЗИМ - массой брутто 5,0 (6,0), 10,0 (12,5) т - изотермические закрытые контейнеры, предназначенные для скоропортящихся продуктов;
- СК-ЗИВ - массой брутто 5,0 (6,0), 10,0 (12,5) т - вентилируемые закрытые контейнеры, предназначенные для свежих плодов и овощей;
- СК-4Ц - массой брутто 1,25 (1,0), 5,0 (7,0), 10,0 т - контейнеры - цистерны с прямоугольным каркасом или без него, цилиндрической или вида параллелепипеда, либо смешанной формы, предназначенные для жидких неопасных грузов малой и средней вязкости;
- СК-5Ц - массой брутто 1,25 (1,0), 5,0 (7,0), 10,0 т - контейнеры - цистерны с прямоугольным каркасом или без него, цилиндрической или вида параллелепипеда, либо смешанной формы, предназначенные для опасных жидких грузов (огнеопасных и взрывоопасных, ядовитых, особо агрессивных);
- СК-6Ц - массой брутто 5,0 (7,0), 10,0 (12,5) т - контейнеры - цистерны с прямоугольным каркасом или без него, закрываемые или герметизированные емкости круглого, овального сечения или формы параллелепипеда, либо смешанной формы, предназначенные для вязких и высоковязких жидких грузов;
- СК-8 - массой брутто 3,0 (3,4), 5,0 т - контейнеры формы параллелепипеда или пирамидальной формы с раскрывающимися дверьми или откидными стенками, с жестко закрепленными или выдвижным стеллажом, предназначенные для пачек (пакетов) хрупких листовых материалов.
На каждом контейнере должны быть предусмотрены места для нанесения маркировки, включая следующие данные:
- надпись "РФ";
- сокращенное наименование (код) владельца;
- маркировочный номер;
- сокращенное наименование предприятия - изготовителя или его товарный знак;
- месяц и год изготовления;
- условное обозначение типа контейнера;
- максимальная масса брутто, собственная масса и внутренний объем.
По требованию заказчика могут наноситься и другие данные, например знаки
опасности (если контейнер предназначается для опасных грузов) по ГОСТ 19433
<*>.
--------------------------------
<*> ГОСТ 19433. Грузы
опасные. Классификация и маркировка.
Примеры условных обозначений
контейнеров приведены ниже:
- специализированный закрытый контейнер массой брутто 6,0 т для штучных грузов - СК-3-5(6) ГОСТ Р 50610-93;
- специализированный закрытый контейнер массой брутто 3,4 т для стекла - СК-8-3(3,4) ГОСТ Р 50610-93;
- специализированный контейнер - цистерна массой брутто 1,25 т для агрессивных грузов (кислоты, щелочи и т.д.) - СК-5Ц-1,25 (1,0) ГОСТ Р 50610-93;
- специализированный контейнер - цистерна массой брутто 7,0 т для вязких жидких грузов - СК-6Ц-5(7) ГОСТ Р 50610-93.
Следует отметить, что размеры специализированных контейнеров, перевозимых
морским транспортом, как правило, соответствуют стандартам
ИСО.
Характеристики ряда специализированных контейнеров приведены в таблице
2.1.1.
Таблица 2.1.1. ХАРАКТЕРИСТИКИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ
КОНТЕЙНЕРОВ
2.2. Рекомендации по перевозке грузов в рефрижераторных контейнерах
Настоящие Рекомендации устанавливают общие условия перевозки рефрижераторных
контейнеров и грузов в них, а также основные требования к термовлажностному
режиму и обслуживанию контейнеров, обеспечивающие безопасность перевозки и
сохранность грузов.
В части, не предусмотренной настоящими Рекомендациями,
следует руководствоваться "Правилами перевозки грузов в контейнерах морским
транспортом" (РД 31.11.21.18-96), а также сборником "Правил морской перевозки
продовольственных грузов", 6М.
2.2.1. Общие положения
Наибольшее распространение в мировой практике получили рефрижераторные
контейнеры с усиленной (имеющей коэффициент теплопередачи К не более 0,4 Вт/кв.
м x C) или, реже, нормальной (К не более 0,7 Вт/кв. м x C) изоляцией, имеющие
автономную дизель - генераторную холодильную установку, позволяющую при средней
температуре наружного воздуха +30 C понижать температуру внутри порожнего
контейнера и затем поддерживать ее постоянно в диапазоне от +12 C до -20 C
(некоторые до -25 C).
Эти контейнеры предназначены для перевозки в них любых
скоропортящихся грузов, при этом допустимая длительность нахождения в них
продуктов соизмерима со временем перевозки на рефрижераторном
судне.
Рефрижераторные контейнеры могут быть изготовлены стальными, из легких
алюминиевых сплавов, либо комбинированными с металлическим каркасом и панелями
из клееной фанеры или полимерных материалов.
Холодильная установка может быть
стационарно - встроенной (размещенной в специальном отсеке, входящем в
габаритные размеры контейнера и находящемся напротив торцевой двери) или съемно
- навесной (реже). В последнем случае при перевозке на судах, имеющих
централизованную холодильную установку, они снимаются (отключаются) с целью
экономии - более мощные судовые установки значительно экономичнее
автономных.
К рефрижераторным контейнерам относятся: рефрижераторный
контейнер с расходуемым хладоносителем; рефрижераторный контейнер с машинным
охлаждением; отапливаемый контейнер; рефрижераторный и отапливаемый
контейнер.
2.2.2. Грузовые документы
Грузоотправитель (или его агент / экспедитор) обязан своевременно передать перевозчику все требуемые "Правилами перевозки грузов в контейнерах морским транспортом" ( РД 31.11.21.18-96) грузовые документы, а также:
- карантинный (фитосанитарный) сертификат, если груз подлежит карантинному контролю, выданный карантинной инспекцией (либо другой уполномоченной организацией в иностранных портах) в соответствии с "Правилами морской перевозки растительных грузов, подконтрольных карантину" - РД 31.11.25.81-96 (сборник Правил 6М);
- ветеринарный сертификат (свидетельство), если груз подлежит ветеринарному контролю, выданный ветеринарной инспекцией (либо другой уполномоченной организацией в иностранных портах) в соответствии с "Правилами морской перевозки животных, пищевых продуктов, сырья животного происхождения и кормов" - РД 31.11.25.80-96 (сборник Правил 6М);
- гигиенический сертификат (при перевозке пищевых продуктов), выданный органами госсанэпиднадзора (либо другой уполномоченной организацией в иностранных портах) в соответствии со сборником Правил 6М.
2.2.3. Особенности загрузки рефрижераторных контейнеров
Тара и упаковка грузов, а также средства укрупнения должны отвечать
требованиям отечественных или международных стандартов.
Груз может быть
предъявлен к перевозке в облегченной таре при условии предварительного
согласования с перевозчиком.
Перед началом загрузки грузовладелец /
грузоотправитель или его агент производит внешний осмотр предъявленных ему
контейнеров (в соответствии с РД 31.11.21.18-96), обращая особое внимание
на:
- исправность и надежность работы агрегатов, достаточность топлива, масла, хладагента и пр.;
- исправность электропроводки, трубопроводов, вспомогательных механизмов и устройств;
- исправность дверей, уплотнительных и запорных устройств;
- отсутствие вмятин, пробоин, разрывов или деформации корпуса, теплоизоляции, обшивки и пола контейнеров.
Контейнеры должны быть сухими, чистыми, не иметь посторонних запахов. За 6 -
12 часов до погрузки их следует охладить до температуры на 2 - 3 C ниже
температуры перевозки, проверить правильность и точность установившегося
температурно - влажностного, а при необходимости и воздухообменного режима
перевозки.
Пригодность контейнеров для перевозки конкретного груза
определяется грузоотправителем или его агентом.
Погрузка, размещение и
укладка грузов в контейнере должны производиться грузоотправителем с учетом вида
груза, тары и упаковки, требований режима перевозки, аэрации грузовых мест, а
также с учетом характеристик используемых средств укрупнения.
Основные
требования по загрузке контейнеров сводятся к следующему:
- расположение груза должно быть таковым, чтобы была обеспечена возможность теплоотвода с наименьшими энергозатратами работающей холодильной (или вентиляционной установки), что достигается рациональным размещением штабеля таким образом, чтобы охлаждающий воздух омывал в наибольшей степени каждое грузовое место;
- укладка груза должна производиться таким образом, чтобы избежать повреждения тары (и груза) в результате перемещения (смещения, сдвига, опрокидывания) грузовых мест или чрезмерных нагрузок под действием качки, ударов волн и вибрации;
- должна обеспечиваться возможность поддержания требуемого температурно - влажностного (при необходимости, воздухообменного) режима перевозки с необходимой точностью;
- по возможности, должна максимально использоваться грузоподъемность и/или грузовместимость контейнера.
Укладка в контейнер грузов, не требующих воздухообмена, должна производиться
с максимальной плотностью, если грузы предварительно охлаждены до температуры
перевозки.
Если контейнер не имеет решетчатого настила или гофрированного
пола, улучшающего аэрацию нижних грузовых мест, груз должен укладываться на
сепарацию (бруски, доски). Штабель не должен касаться продольных и поперечных
стенок контейнера: должны быть оставлены зазоры не менее 80 мм для прохождения
охлаждающего воздуха. Штабель должен быть надежно раскреплен во избежание
смещения отдельных грузовых мест.
При укладке неохлажденных или недостаточно
охлажденных грузов, в основном плодоовощных грузов, для более равномерного
охлаждения следует оставлять вентиляционные каналы в направлении тока воздуха
шириной 20 - 80 мм.
2.2.4. Требования к судам, перевозящим рефрижераторные контейнеры
Суда, предназначенные для перевозки рефрижераторных контейнеров, должны
отвечать требованиям, изложенным в РД 31.11.21.18-96.
Кроме того:
- в составе экипажа судна должны быть квалифицированные специалисты для обслуживания работающих механизмов рефрижераторных контейнеров и поддержания в них требуемых режимов перевозки;
- должен быть запас средств по обеспечению надежной и безаварийной работы холодильных установок и, при необходимости, запасных агрегатов или их частей для замены вышедших из строя в рейсе (по согласованию с контейнеровладельцем / грузовладельцем). В мировой практике обычно считается достаточным иметь один запасной агрегат на 30 - 40 погруженных контейнеров.
При предъявлении к перевозке контейнеров, которые должны подключаться к
судовой энергоустановке, следует иметь в виду, что потребляемая мощность каждого
агрегата составляет, в среднем, около 8 - 10 кВт. Грузовые помещения или места
на палубе, где планируется размещение рефрижераторных контейнеров, должны иметь
подводку энергопитания и специальные разъемы для подключения холодильных
агрегатов.
Перевозка контейнеров со снятыми холодильными агрегатами
допускается только на судах, имеющих специальную холодильную установку и
соответствующие коммуникации, обеспечивающие подвод охлаждающего воздуха для
поддержания требуемого режима перевозки ко всем таким контейнерам.
2.2.5. Хранение рефрижераторных контейнеров в порту
Краткосрочное хранение загруженных контейнеров при формировании коносаментных
или судовых партий либо в ожидании подхода судна должно производиться на
контейнерном терминале или специализированном участке, оснащенном необходимым
техническим оборудованием (колонками) для подключения контейнеров и
соответствующей перегрузочной техники.
Техническое оборудование контейнерного
терминала или специализированного участка должно обеспечивать поддержание в
контейнерах требуемого температурно - влажностного, а при необходимости и
воздухообменного режимов.
Допускается установка контейнеров в два яруса при
условии обеспечения возможности контроля установленного режима.
2.2.6. Прием и размещение рефрижераторных контейнеров на судне
Перед погрузкой контейнеров на судно ответственный представитель судового экипажа должен проверить:
- наличие требуемых сопроводительных документов;
- техническое состояние контейнеров, наличие и исправность пломб;
- работу холодильной установки, установку термостата;
- установившийся режим внутри контейнеров (по записи на картограмме термографа / гигрографа), соответствие его заданным параметрам.
При предъявлении к перевозке контейнеров с грузом, требующим воздухообмена,
следует открыть специальные воздухообменные отверстия, которые обычно находятся
на торцевых стенках рефрижераторных контейнеров.
Неисправные контейнеры к
погрузке не допускаются. Контейнеры, имеющие мелкие дефекты (наличие которых не
отражается на работе систем контейнера: небольшие вмятины и пр.), могут быть
приняты к перевозке с соответствующей оговоркой в коносаменте.
Сразу после
установки на штатное место контейнер, при необходимости, должен быть подключен к
судовым коммуникациям. Последовательность операций при включении агрегатов и
признаки их нормальной работы регламентируются специальной инструкцией.
На
размещение контейнеров на верхней палубе обычно требуется согласие
грузоотправителя. Наиболее неблагоприятное место размещения рефрижераторных
контейнеров - верхний ярус, находящийся под действием прямых солнечных лучей
(особенно при плавании в условиях высоких положительных температур наружного
воздуха). Как правило, размещение контейнеров на верхней палубе
специализированного судна допускается не более чем в 2 яруса при условии
обеспечения нормальной работы и доступности обслуживания всех агрегатов.
2.2.7. Обслуживание рефрижераторных контейнеров в рейсе
Перевозчик должен обеспечить поддержание указанных в сопроводительных документах режимов перевозки в течение всего времени нахождения рефрижераторных контейнеров на борту судна, для чего необходимо вести периодическое (обычно повахтенное) наблюдение за работой агрегатов контейнеров, обращая особое внимание на:
- температуру внутри контейнеров (по записи на картограмме), ее соответствие температуре, указанной в сопроводительных документах;
- режим работы агрегатов в соответствии с сигнальным устройством;
- посторонние звуки в агрегате или внутри контейнеров;
- появление значительных перегревов агрегатов (или его частей) контейнеров;
- наличие и исправность пломб.
Результаты осмотра следует фиксировать в специальном рефрижераторном журнале
(либо в судовом журнале).
Обнаруженные неисправности должны устраняться
немедленно, при этом следует руководствоваться инструкцией по обслуживанию
рефрижераторных контейнеров в рейсе или письменными указаниями
грузоотправителя.
При обнаружении значительных неисправностей, угрожающих
сохранности груза (например, выход из строя холодильного агрегата), следует
произвести замену агрегата запасным, обеспечив его нормальную работу и
поддержание заданного режима перевозки.
В Приложениях 2.2.1 и 2.2.2 приведены
рекомендуемые режимы перевозки скоропортящихся грузов. При осуществлении
перевозки и кратковременного хранения грузов в рефрижераторных контейнерах во
всех случаях следует руководствоваться письменными указаниями грузоотправителя.
При серьезных расхождениях (особенно по температуре) в режимах, указанных
грузоотправителем или с рекомендуемыми, следует заблаговременно согласовать этот
вопрос с грузоотправителем во избежание случайной ошибки.
2.2.8. Сдача контейнеров грузополучателю
Передача контейнеров в порту назначения грузополучателю или его агенту
производится в соответствии с Правил РД 31.11.21.18-96. При этом необходимо
обратить внимание на наличие и исправность пломб грузоотправителя, а также на
соответствие фактического режима перевозки (по картограмме) требуемому
(указанному в сопроводительных документах), о чем обычно составляется
соответствующий акт.
Сдача контейнера производится обычно без проверки
состояния и массы груза в нем. В зависимости от вида и характера находящегося в
контейнере груза должны быть своевременно предупреждены санитарные, карантинные
(ветеринарные) инспекции.
Перевозчик, как правило, не несет ответственности
за изменение качества груза за время перевозки, если контейнеры доставлены в
порт назначения в оговоренные сроки с исправными пломбами отправителя при
соблюдении требуемого режима перевозки, а также за ухудшение качества и порчу
груза внутри контейнера вследствие свойств самого груза, неправильной его
укладки, размещения, сепарации, крепления, недостаточной упаковки и пр.
При
обнаружении технических неисправностей контейнера, которые исключают доступ к
грузу, а также могут привести к его порче или повреждению, составляется акт
общей формы с подробным описанием характера и размера повреждений без проверки
содержимого рефрижераторного контейнера.
После выгрузки груза
грузополучателем должна быть выполнена зачистка и мойка внутренних поверхностей
контейнера. Если есть соответствующее предписание санитарных или карантинных
(ветеринарных) инспекций, то также должна быть произведена дезинфекция или
дезодорация контейнера.
Приложение 2.2.1. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ РЕЖИМЫ ПЕРЕВОЗКИ СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ГРУЗОВ В РЕФРИЖЕРАТОРНЫХ КОНТЕЙНЕРАХ
ГРУЗЫ, НЕ ТРЕБУЮЩИЕ ВОЗДУХООБМЕНА
ГРУЗЫ, ТРЕБУЮЩИЕ ВОЗДУХООБМЕНА
Приложение 2.2.2. ТЕМПЕРАТУРНЫЕ РЕЖИМЫ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ В КОНТЕЙНЕРАХ <*>
--------------------------------
<*> Выписка из приложений 2 и 3 к
"Соглашению о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о
специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок" (см.
Сборник правил морской перевозки продовольственных грузов - 6М, книга 2).
Мороженое _________________________________________________ | -20 °C |
Замороженные или быстро (глубоко) замороженные рыба, рыбные продукты, моллюски, ракообразные и все прочие быстро (глубоко) замороженные пищевые продукты _________________________ | -18 °C |
Все замороженные пищевые продукты (за исключением масла) ________________________________ | -12 °C |
Масло _____________________________________________________ | -10 °C |
2.3. Рекомендации по использованию контейнеров - цистерн для перевозки опасных грузов