Контейнеровоз - особенный вид морского или автомобильного транспорта (полуприцеп, прицеп) для перевозки контейнеров.
Морской контейнеровоз - грузовое судно длиной от 70 до 397 м и перевозящее от 250 до 15500 20-футовых (TEU) контейнеров одновременно. В морских контейнерных перевозках в основном используются стандартные ISO-контейнеры. Как правило, экипаж контейнеровоза состоит из 10-26 человек, так как такие суда предельно автоматизированы. Они ходят на океанских линиях, таких как Европа — Северная Америка, Северная Америка — Дальний Восток, Европа — Дальний Восток. |
Чаще всего это однопалубные открытые суда с избыточным надв. бортом. Для быстрого и надежного крепления контейнеров предусматривается ячеистая конструкция грузовых помещений в виде вертикальных стоек из уголкового профиля, устанавливаемых с учетом размеров контейнеров. Около 30% контейнеров от общего числа перевозится на крышках грузовых люков в несколько ярусов (до 4-х), где они фиксируются с помощью палубных креплений.
Ряд крупных морских контейнеровозов помимо кормовой имеет носовую надстройку, которая позволяет улучшить обитаемость и обзор из ходовой рубки, а также служит защитой для палубных контейнеров.
Морские контейнеровозы, как правило, не имеют собственных грузовых средств и обслуживаются береговыми контейнерными перегружателями, но некоторые оборудованы козловыми кранами.
Морские контейнеровозы подразделяются на 3 основные группы:
- контейнеровместимостью до 300 ед. (среди них фидерные контейнеровозы для транспортировки контейнеров между центральными и периферийными портами в пределах одного морского бассейна);
- контейнеровозы, рассчитанные на 1000-1500 контейнеров;
- вместимостью свыше 2000 контейнеров.